Speaker
Description
Одно из крупных направлений в области информационных технологий в геологии, геофизике и геохимии – разработка и адаптация передовых подходов, решений и технологий для поддержки исследователей в этих областях, чтобы сделать их работу более простой, естественной, продуктивной.
При проведении научных исследований в геологии используются разнотипные данные, такие как карты, числовые данные, спутниковые данные, музейные данные, публикации и т.д. Каждый тип геологических данных имеет собственный набор алгоритмов анализа и обработки.
Искусственный интеллект всё чаще применяется в геологических исследованиях. Причём, если десять лет назад широко применялись методы машинного обучения для задач с использованием табличных количественных данных и глубокие нейронные сети для анализа изображений, то на сегодняшний день наибольший интерес представляют большие языковые модели и задачи, связанные с обработкой естественного языка. Данная работа посвящена разработке современных сервисов на основе методов искусственного интеллекта в рамках экосистемы данных и сервисов их обработки для поддержки научных исследований ГГМ РАН (https://geologyscience.ru). Это сервисы реализуются в форме проблемно-ориентированных чат-ботов, в основе которых лежат большие языковые модели, для решения следующих задач: анализ публикаций (на примере информации Репозитория научных статей по геологии РФ ГГМ РАН - (https://repository.geologyscience.ru), интеллектуальный поиск и анализ информации (на примере Энциклопедии месторождений России ГГМ РАН - http://wiki.geologyscience.ru), интеллектуальный помощник по поиску данных и методов их обработки с постановкой задач на естественном языке. Вышеперечисленные сервисы являются самостоятельными веб-сервисами, имеющими возможности по их интеграции в вычислительные среды и информационные системы.
Работа выполняется в рамках Гос. темы «Цифровая платформа интеграции и анализа геологических и музейных данных», тема № 1021061009468-8-1.5.1.
Секция конференции | Информационные и вычислительные системы |
---|